Из этой статьи вы сможете узнать кто такой seo-специалист, чем он занимается и насколько эта профессия сегодня востребована. Также будет рассказано, где обучаться на сеошника, сколько он получает в нашей стране и за рубежом.
Содержание:
- О профессии
- Чем занимается?
- Что должен знать и уметь?
- Где учиться и работать?
- Сколько получает?
- Перспективы и карьерный рост
- Преимущества и недостатки
О профессии
Seo-специалист – это человек, который занимается продвижением сайтов в поисковых системах. Также используются следующие названия этой профессии: сеошник, специалист по поисковому продвижению, seo-оптимизатор.
Профессия считается относительно молодой и появилась она в конце ХХ – начале XXI века, когда стали появляться первые сайты и поисковые системы. Поисковые системы – это специализированные сервисы, которые позволяют найти ответы на вопросы пользователя (Яндекс, Гугл). Задав запрос в поисковик, пользователь редко уходит дальше первой страницы выдачи, т.е. просматривает только первые 10 сайтов (очень редко 20-30). Количество сайтов со временем стало стремительно расти, соответственно началась борьба между ними за место в поисковой выдаче. Ведь чем выше позиция в поисковой выдаче, тем больше людей придет на сайт.
В результате стали появляться специалисты, которые изучали алгоритмы работы поисковых систем и понимали каким образом занимать позиции выше, чем у конкурентов. Это и есть seo-оптимизаторы. Практически каждый год (а иногда и несколько раз в течение года) поисковые системы обновляют свои алгоритмы и начинают ранжировать сайты несколько иначе, чем раньше – поэтому seo-специалисту приходиться постоянно прокачивать свои навыки и отслеживать тенденции в сфере SEO.
Обычно в компаниях всех специалистов разделяют на следующие категории:
- Junior – начинающий сео-оптимизатор, обычно к ним относят людей без опыта работы или с минимальным опытом. Они устраиваются в компанию и начинают работать под руководством более опытных специалистов.
- Middle – специалист с опытом, который обладает достаточной компетенцией для самостоятельного продвижения сайта. При этом работники могут подчиняться более опытным коллегам (senior).
- Senior – специалист, обладающий достаточной компетенцией для самостоятельного ведения проекта любого уровня сложности. Такой специалист может дополнительно заниматься обучением Junior и руководить Middle специалистами.
Чем занимается?
Главная обязанность seo-специалиста – это продвигать сайты в поисковых системах. На территории России две основных поисковых системы – это Яндекс и Google. Именно с ними чаще всего приходится работать сеошнику. Главная цель – добиться вывода сайта по нужным ключевым запросам в ТОП-10 обеих поисковых систем. Поскольку алгоритмы этих двух поисковых систем несколько различаются – приходится искать методики, которые позволяют развиваться в обоих направлениях.
Чем же будет заниматься seo-специалист в компании?
- Выполнение комплексной работы по продвижению сайта в поисковых системах.
- Разработка стратегии продвижения сайта, с дальнейшей реализацией.
- Проведение SEO-аудита сайтов (технический, ссылочный, контентный) и формирование ТЗ на программистов по устранению найденных проблем.
- Работа с семантическим ядром, включающая в себя сбор, кластеризацию, распределение запросов по страницам, отслеживание позиций в поисковых системах.
- Создание структуры сайта и доработка его функциональных особенностей.
- Подготовка и редактирование основных элементов поисковой оптимизации: мета-тегов, заголовков страниц.
- Работа с текстовой оптимизацией сайта (подготовка ТЗ, работа с копирайтерами, проверка текстов).
- Работа с системами аналитики сайта.
- Работа со ссылочными биржами (анализ ссылочной массы, анализ анкоров, разработка ссылочной стратегии).
- Подготовка отчетов о своей работе с указанием достигнутых целей.
Это основные обязанности, которые ложатся на плечи сеошника. Главная цель специалиста – разработать стратегию, которая позволит сайту улучшить свои позиции в поисковых системах.
Качества хорошего SEO-специалиста
Соискатели данной профессии должны обладать следующими качествами:
- Аналитический склад ума;
- Умение и возможность самостоятельного планирования и распределения задач;
- Грамотная устная и письменная речь;
- Ответственность и стрессоустойчивость;
- Преимуществом будет знание английского языка;
- Постоянное желание развиваться и отслеживать изменения в сфере интернет-маркетинга.
Что же должен знать хороший seo-специалист, чтобы качественно выполнять свою работу? Вот список основных требований, которые чаще всего предъявляют к соискателям данной профессии:
- Уверенный пользователь ПК, знание основных офисных программ.
- Знание алгоритмов работы поисковых систем Яндекс и Google.
- Базовые знания интернет-маркетинга.
- Умение работать с основными системами аналитики сайтов Яндекс.Метрика и Google Analytics.
- Понимание основных принципов HTML, CSS, PHP.
- Понимание и базовые навыки работы с основными CMS сайтов.
- Умение составлять и работать с семантическим ядром сайта.
- Умение работать с сервисами съема позиций, анализа сайта, текстовыми и ссылочными биржами и понимание их функциональных особенностей.
- Понимание принципов линкбилдинга.
У каждой компании могут быть свои требования, и иногда сеошнику приходится выполнять не только свои прямые обязанности. Например, в небольших компаниях, где отсутствуют интернет-аналитики, аккаунт-менеджеры, линк-билдеры – все эти обязанности ложатся на плечи сеошника.
Где учиться и работать?
На текущий момент в нашей стране в ВУЗах нет такого направления как seo-специалист. Поэтому получить базовые знания можно пройдя специализированные курсы, продолжительность которых составляет от 3 до 6 месяцев. Можно попытаться самостоятельно изучать данное направление – поскольку в интернете огромное количество информации, позволяющей понять базовые принципы SEO.
Работать seo-специалистом можно сразу в нескольких направлениях:
- Штатный специалист в Веб-студии. Современные компании, предлагающие услуги интернет-маркетинга содержат в штате команду seo-специалистов, которые выполняют задачи по поисковому продвижению. В этом случае работник обычно ведет по 5-15 проектов одновременно.
- Специалист по продвижению в отдельной компании. Крупные компании могут содержать в своем штате отдельного специалиста, отвечающего за продвижение сайта в поисковых системах. В этом случае сеошник может дополнительно выполнять обязанности интернет-маркетолога или совмещать их.
- Работа на фрилансе. Становятся популярными и специалисты, предоставляющие свои услуги на фрилансе. Главная проблема в данном случае – это поиск заказчиков. Сеошники, которые только начинают работу во фрилансе, обычно пользуются специализированными биржами. Если качественно выполнять свою работу есть шанс получить постоянных клиентов и найти новых через «сарафанное радио».
Сколько зарабатывает seo-специалист?
Доход сеошника во многом зависит от его опыта и места работы. В нашей стране зарплата специалистов в регионах распределяется примерно следующим образом:
- Junior – получают от 15 до 30 тысяч в месяц;
- Middle – зарабатывают от 25 до 50 тысяч в месяц;
- Senior – их доход составляет от 50 тысяч рублей.
В Москве seo-специалисты зарабатывают несколько больше:
- Junior – получают от 20 до 40 тысяч в месяц;
- Middle – зарабатывают от 30 до 70 тысяч в месяц;
- Senior – их доход составляет от 80 тысяч рублей.
На территории Украины доход специалиста будет зависеть от региона. В Киеве средняя зарплата составляет около 17 500 гривен в месяц. В других городах эта цифра будет в районе 13-15 тысяч гривен в месяц.
В США следующие зарплаты:
- Junior – получают до 50 тысяч долларов в год;
- Middle и Senior – зарабатывают от 50 000 до 70 000 тысяч долларов в год.
В США и Европе большей популярностью пользуются профессионалы в сфере интернет-маркетинга, которые не только занимаются SEO, но и развивают стратегии полноценного продвижения проекта. Они могут получать до 120 тысяч долларов в год.
Перспективы и карьерный рост
Если говорить о перспективах профессии seo-специалиста, то дать однозначный ответ крайне сложно. Уже несколько лет в этой сфере ходят разговоры о том, что SEO умерло, и от него нет никакого смысла, однако реальные цифры говорят обратное. По статистике среднестатистический интернет-магазин получает более 50% посетителей именно с поиска. Поэтому до тех пор, пока будут существовать поисковые системы – на рынке будет востребованность seo-специалистов. Вот только обязанности такого работника 10 лет назад и сегодня очень сильно различаются.
Если говорить про карьерный рост, то у любого сеошника карьерная лестница будет примерно следующей:
- Начинающий seo-специалист (Junior). Обычно это человек, который пришел в компанию без опыта.
- Штатный seo-специалист (Middle). Работник с опытом, который занимается продвижением сайтов.
- Старший seo-специалист (Senior). Работник с большим опытом, который может вести проекты самостоятельно и курировать работу других специалистов.
- Руководитель отдела. В некоторых компаниях есть крупные отделы по продвижению сайтов, которые включают в себя несколько групп специалистов.
Преимущества и недостатки работы в SEO
Плюсы:
- На сегодняшний день высокая востребованность в опытных специалистах;
- Высокий уровень дохода в крупных компаниях;
- Возможность постоянного развития собственных навыков.
Минусы:
- Необходимость постоянного отслеживания всех новостей в сфере SEO и интернет-маркетинга;
- Большая часть работы рутинная и однообразная;
- Высокая конкурентность на рынке услуг;
- Сидячая работа.